Руны 2

Руны 2

В то время как рунологи спорят о различных деталях исторического происхождения рунического письма, существует общее согласие относительно общего плана. Предполагается, что руны были получены из одного из древнеримских алфавитов, использовавшихся средиземноморскими народами первого века нашей эры, которые жили к югу от германских племен. Более ранние германские священные символы, такие как те, что сохранились в наскальных рисунках в Северной Европе, также, вероятно, оказали влияние на развитие рунического письма.

Вероятно самая ранняя из известных нам руническая надпись найдена на броше Meldorf, которая была изготовлена на севере современной Германии около 50 г. н.э. Надпись, однако, весьма неоднозначна и ученые разделились по поводу того, являются ли ее буквы руническими или все же римскими. Самые ранние недвусмысленные рунические надписи найдены на гребне Вимозе из местечка Вимозе в Дании и на острове Швебу в южной Норвегии, обе датируются приблизительно 160 г. н.э. Самая ранняя известная резьба полного футарка (алфавита) по порядку - это то, что вырезано на камне Килвер из Готландии, Швеция, который датируется примерно 400 г. н.э.

Передача письменности из Южной Европы в Северную Европу, вероятно, осуществлялась через германские отряды - доминирующее североевропейское военное учреждение того периода, которые столкнулись с написанием курсивом из первых рук во время кампаний среди своих южных соседей. Эта гипотеза подтверждается ассоциацией, которую всегда имели руны с богом Одином, который в протогерманском периоде под его первоначальным именем Woðanaz был божественной моделью предводителя человеческого отряда и невидимого покровителя деятельности отряда. Римский историк Тацит говорит нам, что Один («Меркурий» в римском толковании) уже был признан доминирующим богом в пантеонах многих германских племен к первому веку нашей эры. Четкое понимание возникли ли вместе руны и культ Одина или последнее предшествовало первому не имеет такого уж большого значения для наших целей. Как отмечает уважаемый европейский ученый Жорж Дюмезил:

«Если бы Один был первым и всегда самым высоким магом, мы понимаем, что руны, какими бы недавними они ни были, попали бы под его власть. Новые и особенно эффективные орудия для магических произведений, они станут по определению и без всяких сомнений частью своей области. ... Один мог быть покровителем, обладателем превосходной силы секретности и тайного знания, прежде чем название этого знания стало техническим названием фонетических и магических знаков, пришедших из Альп или из других мест, но не утраченных его прежний, больший смысл».

Однако с точки зрения самих древнегерманских народов руны пришли не из таких мирских источников, как алфавит древнего курсива. Они считали, что руны никогда не были «изобретены», но вместо этого представляют собой вечные, предсуществующие силы, которые сам Один обрел, перенося тяжелое испытание. Эта история дошла до нас в древнескандинавской поэме Hávamál («Высказывания Высшего»):

Девять дней и ночей висел я на древе, Всеми ветрами обдуваемом, Проткнут своим же копьем, в жертву Один отдан — Себе же — я сам, На дереве старом, растущем высоко От неведомых миру корней.

Никто не давал мне ни питья ни питания И взгляд направлял я к земле в стенаниях

Руны вознес в вышину я — Долу упал я тогда.

Дерево, на котором висит Один, - это, несомненно, ничто иное, как Иггдрасиль - мировое дерево в центре германского космоса, ветви и корни которого хранят Девять Миров. Прямо под мировым деревом находится Источник Урда - источник невероятной мудрости. Сами руны, кажется, имеют свое родное место обитания в этих водах. Эту же версию поддерживает другое древнескандинавское произведение, Völuspá («Постижение адресата»):

Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутной; росы с него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно.

Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким; Урд имя первой, вторая Верданди, — резали руны, — Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят.

Эти «три девы» - норны. Их резные фигурки наверняка состоят из рун. Поэтому у нас есть четкая связь между Колодцом Урд, рунами и магией - в данном случае, способностью Норнов вырезать судьбы всех существ.

По-видимому, после того, как Один открыл руны, жертвуя собой ради ритуала и постившись в течение девяти дней, глядя в воды Колодца Урд, именно он передал руны первым человеческим руническим мастерам. Парадигма его жертвы, вероятно, символически разыгрывалась на церемониях инициации, во время которых кандидат постигал значение и тайные смыслы рун, к сожалению никаких конкретных доказательств такой практики, до наших дней не сохранилось.